Иордания

Проект «Поддержка национальной программы школьного питания», финансируемый Российской Федерацией, был реализован в Иордании ВПП ООН и Институтом отраслевого питания в 2013-2015 гг..

 

Проект  и включал два основных компонента:

— предоставление фортифицированных фруктовых батончиков 350 000 учеников младших классов;

— оказание технической поддержки правительству страны в повышении качества и устойчивости Национальной программы школьного питания.

 

 

Основные результаты проекта:

  • Проведение Комплексной оценки школьного питания;
  • Национальная стратегия устойчивого школьного питания на период с 2016 по 2018 гг.
  • План пропаганды школьного питания;
  • Пилотный проект «Здоровая кухня»;
  • Внедрение улучшенной Системы мониторинга и оценки;
  • Проведение тренингов по школьному питанию для руководителей проектов и персонала на центральном и региональном уровнях.

 

 

Комплексная оценка школьного питания и Национальная стратегия

 

На начальном этапе мы оценили текущее состояние школьного питания в стране, включая инфраструктурные, институциональные, юридические, финансовые и пищевые аспекты, и определили основные области, требующие улучшения.

 

Полное и фактическое описание ситуации позволило партнерам разработать основные направления и задачи Национальной стратегии и предложить эффективные варианты экспериментальных проектов.

 

Национальная стратегия устойчивого школьного питания включает оценку текущего состояния школьного питания, анализ ключевых партнеров программы, альтернативные пути улучшения рациона питания и их стоимость, стратегию оптимизации финансирования, а также «Дорожную карту» для ее реализации на период 2016 — 2018 гг.

 

Проект «Здоровая кухня»

Одним из наиболее значимых мероприятий была разработка и реализация пилотного проекта «Здоровая кухня». В рамках проекта Институт активно взаимодействовал с местной некоммерческой организацией — RoyalHealthAwarenessSociety (RHAS). Результатом партнерства стало создание мини-пекарни «Здоровая кухня», которая предоставляет горячее питание — выпечку, приготовленную из местных продуктов, овощ и фрукт — ученикам десяти близлежащих школ. Более того, в мини-пекарне трудоустроены 10 женщин из местного сообщества и используется только сырье местного производства.

 

Программа пропаганды школьного питания

 

Осуществление информационно-пропагандистской кампании проводилось с целью разработки комплексного плана продвижения школьного питания в Иордании.

 

В качестве нового метода пропаганды здорового питания среди школьников мы разработали две образовательные игры, которые побуждают детей вести здоровый образ жизни, соблюдать принципы правильного питания, изучать правила личной гигиены.

 

Внедрение улучшенной Системы мониторинга и оценки

 

Чтобы сделать программу более эффективной и легкой в эксплуатации, была разработана Система мониторинга и оценки школьного питания и согласована с существующей Информационной системой управления образованием.

 

Что мы сделали:

  • Разработали систему и совместили ее с существующей Информационной системой управления образованием;
  • Провели тестирование системы на серверах Министерства образования Иордании;
  • Разработали руководство эксплуатации системы для персонала Минобразования.

 

В данный момент Система мониторинга и оценки управляется Министерством образования Иордании  и располагается по адресу: newms.moe.gov.jo

 

Тренинги по школьному питанию для руководителей и персонала

 

Профессиональная подготовка является одной из основных задач в разработке программы устойчивого школьного питания.

 

Мы проводили подобные тренинги для персонала как на центральном уровне управления школьным питанием, так и на местном, чтобы обеспечить людей необходимыми знаниями и навыками.

 

Основными темами обсуждения были общие подходы и международный опыт в разработке национальных программ школьного питания, их взаимосвязь с повышением уровня образования, улучшение питания и здоровья, а также отдельные компоненты программы устойчивого школьного питания.

 

В ходе обсуждения у участников возникли новые идеи о том, как сделать программу более устойчивой, как использовать возможности школьной территории и каким образом наладить плодотворное сотрудничество с местными сообществами.