Таджикистан

Проект ВПП ООН

370 000 бенефициаров

2 000 школ

Финансирование (РФ): $12 млн.

 

 

Программа развития школьного питания ВПП ООН стартовала в Таджикистане в 1999 году и является самой крупной программой, реализуемой ВПП.

 

Проект ВПП «Поддержка доступности образования детей, находящихся в уязвимом положении» ежедневно обеспечивает школьным питанием более 370 000 учеников 2 000 школ (более 60% всех школ) в сельских районах Республики Таджикистан.

 

 

В 2013 году Институт стал техническим партнером ВПП в реализации проекта. С этого момента началась техническая поддержка правительства в дополнение к продовольственному обеспечению.

 

Совместно с ВПП с 2013 по 2016 гг. мы достигли следующих результатов:

  • Проведена комплексная оценка школьного питания в стране.
  • Президент Таджикистана принял Концепцию развития Национальной политики в области школьного питания в феврале 2015 года. Концепция была разработана совместно Минобразования, Минздравом, ВПП и Институтом отраслевого питания. Документ закрепляет обязательство правительства приложить усилия над внедрением устойчивой национальной программы школьного питания.
  • Разработан Проект Национальной Стратегии по школьному питанию на 2017-2025 гг..
  • Проведен экономический анализ и оценка применения различных моделей школьного питания в стране.
  • Проведено микронутриентное исследование среди 588 учеников младших классов в Хатлонской и Согдийской областях Таджикистана.
  • Реализована программа пилотных проектов по развитию школьного питания.

 

Результаты пилотной программы:

 

  • Выбор пилотных школ

 

Совместно с национальными властями мы определили два района (Хатлонский и Согдийский) и выбрали восемь пилотных школ, на основе которых начали практическую разработку системы школьного питания. Благодаря поддержке местных властей, эти школы были отремонтированы и обеспечены новым современным оборудованием для организации горячего питания.

 

  • Проведение тренингов

 

Конечно, мы не забыли и о персонале школ, которые до этого никогда не пользовались подобным оборудованием. Специально для поваров и сотрудников пищеблоков мы провели ряд тренингов, в ходе которых они изучили теоретические аспекты, правила и нормы организации школьного питания, продовольственной безопасности и качества. В рамках практического компонента тренингов повара научились пользоваться новым оборудованием и использовать только методы тепловой обработки, разрешенные для питания детей.

 

  • Запуск межшкольных хлебопекарен

 

В Нуреке (Хатлонская область) местные власти проявили большой интерес к организации пришкольной мини-пекарни. В результате мы нашли школу, идеально подходящую для организации в ней выпечки хлеба.

 

После проведения подготовительных работ, различного рода исследований, разработки технологических планов пекарни и выбора оборудования для выпечки, мы помогли школе №3 провести ремонтные работы. Партнеры ВПП предоставили необходимое оборудование для выпечки хлеба. Были проведены тренинги для персонала пекарни, после чего мини-пекарня начала работу. Сегодня она предоставляет хлеб и булочки для 2 391 учеников и 126 учителей в 11 школах.

 

Мы решили не останавливаться на достигнутом и организовать похожую мини-пекарню во втором пилотном районе — в городе Рогун. В данный момент рогунская мини-пекарня на базе СШ №1 предоставляет свежую выпечку для 1 388 бенефициаров в 9 школах.

 

  • Внедрение нового меню и рецептов

 

Мы разработали и внедрили новое двухнедельное меню для школьного питания. Чтобы разнообразить рацион школьников и повысить его питательные качества, разработаны рецептуры и калькулятор меню.

 

Мы также разработали и опубликовали «Книгу рецептов для школьного питания в Республике Таджикистан», которая была признана лучшей в категориях: «Пищевая безопасность» и «Особая награда жюри» на церемонии вручения наград всемирной премии кулинарных книг «Гурман» (Gourmand World Cookbook Awards).

 

По результатам работы в Таджикистане также удалось разработать рекомендации по организации пришкольных садов для школ Республики.

 

Для научного обоснования наших подходов мы провели несколько различных исследований.

 

В рамах анализа микронутриентного статуса учеников младших классов мы:

  • Определили микорнутриентный статус 588 школьников на основе анализа волос.
  • Провели сравнительный анализ потребления химических элементов с водой и продовольственными рационами школьниками.
  • Определили дефицит/профицит витаминов и микроэлементов.
  • Разработали предложения по включению в рацион школьников фортифицированных продуктов питания.

 

Экономический анализ и оценка различных моделей школьного питания:

 

Мы подготовили предложения по моделям организации школьного питания, принимая во внимание особенности регионов страны, популяризацию правильных пищевых привычек, а также необходимость увеличить число школьников, получающих соразмерное их потребностям питание.

 

В 2017 году ВПП ООН и Институт отраслевого питания подписали очередное Соглашение на период с 2017 по 2018 гг., в рамках которого будет продолжена работа по развитию Национальной стратегии школьного питания, а также формированию наиболее эффективных моделей школьного питания посредством пилотирования проектов в различных регионах страны.

 

Все новости о развитии школьного питания в Таджикистане вы сможете найти на сайте, который мы разработали в рамках реализации программы.