Новости партнеров. Обобщение опыта организации школьного питания в Финляндии. По материалам профессора С.Л.Масанского
В различных странах программы школьного питания направлены прежде всего на улучшение пищевого статуса школьников и их здоровья. Их содержание зависит от уровня и целей проводимой в стране социальной политики и от уровня доходов населения. Инвестирование в программы характеризуется как социальной, так и экономической отдачей для государства.
Вместе с тем школьное питание рассматривают как более широкий инструмент социальной защиты с упором на образовательные цели – школьное питание является образовательным мероприятием для увеличения или поддержки посещаемости, повышения обучаемости детей и достижения гендерного равенства в обучении.
В статье «Программы школьного питания как конвергентный опыт: опыт Финляндии» профессор кафедры товароведения и организации торговли Белорусского государственного университета пищевых и химических технологий С. Л. Масанский представляет обзор подходов к системе школьного питания в разных странах.
В частности, он приводит данные по энергетической ценности, нормам КБЖУ, проценту употребления мяса, рыбы, молочных продуктов и сравнивает ассортимент школьного питания разных стран. Также автор рассматривает вопросы финансирования, исходя из уровня доходов населения и возможностей государственного бюджета.
Основная же часть его работы посвящена обобщению опыта организации школьного питания в Финляндии. Страна поддерживает программу школьного питания, акцент в которой делается на пропаганду здорового пищевого поведения. Поэтому школьное питание стало частью национальной учебной программы и рассматривается как деятельность педагогическая.
Автор подробно рассказывает о методах составления меню для школьного питания, критериях отбора продуктов, технологиях приготовления пищи. К ключевым понятиям, характеризующим школьное питание в Финляндии, Масанский относит: стабильность, безвозмездность, привлекательность и соответствие, сбалансированность и безопасность. В контексте этих понятий и изложены результаты данного обзора.
Целью исследования автор ставит реорганизацию системы школьного питания в республике Беларусь, но считает, что статья будет полезна всем, кто интересуется и занимается организацией школьного питания и в России.