Как оказалось, большинство российских школьников недовольны питанием в столовых: претензии к качеству блюд имеют 83% детей, а 65% периодически вынуждены есть остывшую еду. Такие данные привели в Общественной палате России по итогам тематического мониторинга.
Ведущие передачи поинтересовались у эксперта, как же все-таки обстоят дела в сфере школьного питания. Владимир Чернигов считает, что, прежде чем решать проблему почему ребенок не хочет идти в школьную столовую, нужно четко понять, в чем она состоит. Потому что мнение, что я недоволен питанием, имеет под собой очень широкую основу, где и сервировка не та, и температура неподходящая, и меню монотонное и что-то еще.
То есть в каждом конкретном случае за ним стоит перечень причин, одни были очень значимыми, вторые способствовали, третьи сыграли пагубную роль. «Но, – говорит эксперт, – прежде чем огульно охаивать всю систему школьного питания, я призываю родителей, как самых заинтересованных в этой ситуации, пойте в школу и уточнить ситуацию. Если каждый родитель сходит хотя бы всего один раз в школу, то учитывая количество учащихся, вопрос будет под самым пристальным вниманием».
«Я не отказываю детям в объективности, – подчеркнул Владимир Чернигов, – но мнения детей и родителей это настолько социально культурный компонент, что спасибо общественной палате за внимание к теме. Действительно, градус недовольства все-таки существует, но я предлагаю в каждом конкретном случае разбираться с участием экспертов».
Эксперт после просьбы ведущих, еще раз рассказал о том, где и как родители могут следить за питанием ребенка в школе. «Первый ответственный момент, -считает Владимир Чернигов, — это внимание к тому, чем ребенка кормят в школе. Это не должно быть разово, вспомнил, решил посмотреть, это должно быть регулярное внимание. На сайте школы по закону обязательно присутствует вся информация по питанию и утвержденном меню, перечень цикличного меню должен быть и на сайте школы и в столовой.
Второе, когда родитель приходит в столовую, надо не полагаться на свои ощущения – холодное, теплое, горячее, а проверить термометром температуру подаваемого блюда. Холодное дети есть не будут, как бы вкусно оно не было приготовленным. Питание должно быть горячим. Поэтому, когда родитель зафиксировал температуру, к примеру она 40 градусов, при норме в 60, то это уже цифры, а не мнение».
Родители обязательно должны дождаться конца приема пищи, и посмотреть, сколько осталось несъеденным, то есть сколько пошло в отходы. «Вот об этом, – подчеркнул Владимир Чернигов, – я предлагаю начать объективно разговаривать родителям каждой школы России».
Ведущие программы попросили эксперта прокомментировать вопрос с материальной базой школьных столовых. Владимир Чернигов рассказал, что последняя масштабная модернизация была в 2008-2011 годах, прошло 10-12 лет, и однозначно оборудование подлежит обновлению.
Какие-то регионы это делали и делают, в каких-то по разным причинам не удается, поэтому сегодня ситуация, связанная с недовольством качества приготовленной пищи, имеет под собой конкретную основу, которая говорит о том, что надо модернизировать материальную базу. Сейчас в ремонте нуждаются почти 30 тысяч пунктов питания детей.
По оценкам специалистов, если разово переоснащать все пищеблоки, то потребуется около 400 миллиардов рублей. Денег таких разово не найти, и масштаб такой задачи гигантский. Но сейчас начались капитальные ремонты школ, и в рамках этой работы пищеблокам будет уделено особое пристальное внимание, будет закупаться новое оборудование, пересмотрена вся система пищеблок-столовая.
В заключении передачи Владимир Чернигов подчеркнул, что школьное питание не сходит с повестки дня, этим вопросом постоянно интересуется Владимир Путин, многое делается и будет еще сделано, чтобы дети и родители были довольны школьными обедами.