Все учащиеся начальной школы с первого по четвертый класс должны быть обеспечены не реже одного раза в день бесплатным горячим питанием. Такую задачу поставил Президент РФ в своем послании Федеральному собранию 15 января 2020 года. Инициатива главы государства реализуется поэтапно, начиная с 1 сентября 2020 года до 1 сентября 2023 года. Однако уже в настоящее время, по данным сайта Минпросвещения России, горячее питание получают 100% младших школьников. На обеспечение горячего питания в федеральном бюджете заложено более 108 миллиардов рублей до 2023 года.
Пять платежек за один обед
Существующий в настоящее время механизм реализации задачи по обеспечению учеников начальной школы горячим питанием, на наш взгляд, неоправданно усложняет работу всех участников проекта на всех уровнях бюджетной системы. Как известно, бесплатное питание, о котором идет речь, финансируется из трех источников: федерального, областного и местного бюджетов. При этом продукты финансируют федеральный и областной бюджеты, а горячий напиток и его приготовление — местный бюджет. Таким образом, возникает большая техническая работа по заключению соглашений между Министерством просвещения РФ и 85 субъектами РФ о предоставлении субсидий из федерального бюджета региональным бюджетам. Дополнительно к этому в ГИИС «Электронный бюджет» 85 региональных органов исполнительной власти в сфере образования заключают соглашения со своими муниципальными образованиями. А теперь давайте представим общее количество заключенных соглашений, загруженных в систему. Десятки тысяч!
Сегодня организация питания осуществляется двумя способами. Есть образовательные учреждения, которые сами обеспечивают горячим питанием обучающихся (наличие поваров в штатном расписании школы), а есть такие, которые заключают договоры с организациями — организаторами горячего питания. Второй вариант, как показывает практика, более распространенный. Те регионы, где в школах нет оборудованных столовых, своих поваров (такая ситуация наблюдается у большинства субъектов РФ), вынуждены решать вопрос о дополнительном финансировании расходов на приготовление пищи. Здесь вновь возникает обязанность заключать соглашения между субъектами РФ и муниципальными образованиями о предоставлении субсидии из регионального бюджета уже на дополнительное финансовое обеспечение организации бесплатного горячего питания учащихся начальных школ в части приготовления горячего питания и торговой наценки.
При этом в процессе исполнения бюджета, так же как и при планировании этих расходов, должны выдерживаться определенные процентные соотношения объемов финансирования питания для учащихся начальной школы из бюджетов разных уровней (таблица). Таким образом, каждая школа вынуждена готовить платежные документы по пяти различным позициям бюджетной классификации с соблюдением процентных соотношений. Все вышесказанное дает основание говорить, что работа по организации питания учащихся начальной школы федеральными, региональными и муниципальными органами исполнительной власти достаточно трудоемка.
Из субсидии в дотацию
Отметим, что организация здорового питания, пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни — одно из основных направлений государственной политики в сфере образования. Президент РФ также не раз подчеркивал тот факт, что горячее питание должно быть не только бесплатным, но и качественным, здоровым и сбалансированным. Оно должно помогать детям полноценно развиваться и восполнять энергию, затраченную в процессе обучения. Следовательно, расходы на обеспечение бесплатным горячим питанием являются расходами, непосредственно связанными с образовательным процессом, и могут быть включены в субвенцию на образовательный процесс.
В связи с вышесказанным считаю, что необходимо оптимизировать существующий механизм финансирования данных расходов, а именно закрепить законодательно за регионами полномочие по организации горячего питания обучающихся с первого по четвертый класс. Федеральные средства в рамках межбюджетных отношений целесообразно передавать регионам в виде дотации, объем которой
рассчитан исходя из средней стоимости горячего питания для одного ребенка, сложившейся по итогам торгов в регионе за отчетный год, и численности обучающихся в школах с первого по четвертый класс. В свою очередь регионы будут предоставлять муниципалитетам субвенцию на общеобразовательный процесс. При этом норматив финансового обеспечения реализации основных образовательных программ начальных классов должен быть увеличен на объем средств, необходимый для организации горячего питания для начальной школы.
С.В. Федоров. Питание школьников: сложный механизм финансирования // Бюджет.-2022.-№1.-С.88-89