Но в 2020 году произошло знаменательное событие. 1 марта президент подписал закон, согласно которому бесплатным горячим питанием должны быть обеспечены все ученики с первого по четвёртый класс, причем независимо от доходов их родителей. Средства на эти цели выделяются из федерального бюджета.
Поначалу предполагалось, что в проект войдут только те регионы, школы которых показали стопроцентную готовность к организации горячего питания. Это означает наличие в каждой из них столовых, оснащенных необходимым оборудованием. По данным Роспотребнадзора на 15 июля 2020 года, этому требованию соответствовали школы 58 регионов, а 27 субъектов не могли претендовать на поддержку федерального центра, несмотря на то что больше 75 процентов их школ отвечало необходимым критериям.
Но 11 августа 2020 пришла обнадеживающая новость: на совещании с членами правительства премьер Михаил Мишустин предложил изменить правила предоставления федеральных средств так, чтобы регионы, которые ранее не могли претендовать на это, получили субсидию уже в этом году. Её размер рассчитывался исходя из количества школ, которые полностью готовы предоставлять горячее питание, и числа учеников начальных классов. В остальных же школах, которые пока не готовы, финансирование организации горячего питания должно осуществляться за счёт средств регионов.
Дело в том, что проблемную группу составляли в основном сельские малокомплектные школы. Тогда член комитета по образованию и науке Госдумы Алдар Дамдинов высказывал различные предложения по выходу из этой ситуации: передача организации питания на аутсорсинг, создание мобильных столовых для сельских малокомплектных школ, денежная компенсация за питание. По мнению президента АНО «Институт отраслевого питания» Владимира Чернигова, вместо денежной компенсации семьям целесообразнее выдавать продуктовые наборы. Кстати, такая форма помощи семьям с детьми оказывалась не только в селах, но и в городах во время пандемии.
Почему директор школы и органы управления образованием не должны отвечать за сферу школьного питания? Можно ли кормить детей в школьных столовых колбасой и пиццей? Насколько реально организовать специальное меню для детей с диабетом и нарушениями пищевого поведения?
На эти и другие вопросы Владимир Чернигов отвечает в интервью «Вестям образования». О том, сколько стоит школьный завтрак, что такое «индекс поедаемости» и реально ли организовать питание школьников с учетом их индивидуальных потребностей и национальных традиций, рассказали вице-президенты АНО «Отраслевое питание» Сергей Углов и Юрий Баздырев.
Но одно дело – рассуждения специалистов о том, как должно быть, и совсем другое – выполнение на практике норм и правил. В 2020/21 учебном году по всей стране прокатились массовые отравления учащихся в школьных столовых. Такие случаи были зафиксированы в Дагестане, Смоленской области, Подмосковье. Самая крупная вспышка произошла в Красноярске (там пострадали более 100 детей из 27 школ города). Премьер-министр Михаил Мишустин назвал подобное недопустимым, потребовав от губернаторов уделить вопросу питания пристальное внимание. Не случайно участники Всероссийского семинара-совещания по вопросам обеспечения качества и безопасности школьного питания, которое состоялось 8–9 апреля 2021 года в Москве, основное внимание уделили нарушениям санитарных требований и мерам по их профилактике.
По мнению руководителя Бюро расследований Общероссийского народного фронта Валерия Алексеева, основную ответственность должны нести недобросовестные поставщики продуктов и организаторы школьного питания.
«Ответственность должна быть вплоть до лишения возможности заниматься этим бизнесом. Если человек неоднократно допустил поставки некачественной или просроченной продукции, которая угрожает жизни, здоровью и безопасности детей, нужно усиливать ответственность, а не просто отключать от возможности участвовать в государственных закупках. Необходимо лишать таких поставщиков возможности заниматься этой деятельностью в принципе. Когда речь идет о здоровье детей, сантиментов быть не должно, и действовать надо решительно», – отметил он в интервью «Вестям образования».
Конечно, качество продуктов, поставляемых для школьного питания – важная и обсуждаемая тема. Но часто повара и родители сталкиваются с тем, что продукты использованы хорошие, и еда приготовлена на совесть, а дети все равно оставляют ее на своих тарелках. Все дело – во вкусовых предпочтениях детей, которые формируются в семье и меняются от поколения к поколению.
Как рассказала руководитель федерального центра мониторинга школьного питания Министерства просвещения РФ Валентина Иванова, по итогам опроса, проведенного этой организацией, дети отдают предпочтение борщам, сосискам и пельменям, но не едят блюда из рыбы и печени. Другие специалисты добавляют к этому списку каши и супы, объясняя нелюбовь учащихся к этим блюдам тем, что их не принято готовить в семьях, а это приводит к тому, что у детей просто не формируется привычка к такой пище. А какой горячий завтрак без каши? Как эту проблему решают представители родительской общественности, читайте в статье.
По материалам vogazeta.ru