Речь шла о том, что несмотря на пандемию и экономические риски, связанные с ней, система школьного питания развивается очень активно. Младшие школьники уже второй год получают в школе бесплатное горячее питание.
«То, что произошло два года назад, можно назвать тихой революцией в школьном питании и в тарелке младших школьников» – так охарактеризовал перемены Владимир Чернигов.
Он напомнил, что до 2020 года обязанность кормить школьников лежала на муниципалитетах. Но не у всех регионов были возможности, особенно финансовые, на достаточно высоком уровне обеспечить питание в школе.
Поэтому, понимая всю важность бесплатного школьного питания как социальную помощь населению, в 2020 году Владимир Путин сказал, что отныне бюджет Российской Федерации гарантирует, что каждый учащийся младших классов будет получать бесплатное, горячее и сбалансированное питание в школе.
Это гигантский шаг вперед, подчеркнул эксперт. Немногие страны в мире имеют такие объемы государственного финансирования школьной тарелки. В России на эти цели выделяется более 63 млрд рублей в год. Мера социальной поддержки коснулась более 7 млн школьников 1-4 классов, соответственно и их родителей.
«Если сказать цифрами, то средняя цена школьного завтрака составляет около 60 рублей, школьных дней 240, получается, что примерно 12 тысяч рублей идет в доход семьи», – отметил Владимир Чернигов.
«Однако, к моему большому сожалению, – продолжил он, – у нас в общественном дискурсе школьное питание вместо позитивной коннотации, стало предметом сшибки, столкновения мнений.
Мне представляется, что питание ребенка в школе — это государственное мероприятие. Не стоит смешивать национальные, конфессиональные и иные особенности. Школьная тарелка должна быть предметом общественного консенсуса.
Поэтому, – обратился ко всем эксперт, – давайте поубавим собственное эго и бытовые компетенции. Давайте не будем нести ребенку негатив, что в школе кормят плохо. Наоборот, нужно воспитывать позитивное восприятие и подчеркивать государственную заинтересованность в сбалансированном школьном питании».
«Институт отраслевого питания» давно и глубоко занимается вопросами питания. «Мы интеграторы экспертизы, мы погружаемся в вопрос что нужно делать конкретно в конкретном месте, чтобы получить нужный результат. В вопросе школьного питания ответ прост – это чистая тарелка после приема пищи» – подчеркнул президент института. Если тарелка осталась нетронутой или несъеденной полностью, то все аргументы о важности и правильности питания пошли в отходы.
Я считаю, продолжил разговор Владимир Чернигов, что социальное питание должно носить компенсирующий или корректирующий характер тех условий жизни, состояния здоровья, возможности семей, в которых находится конкретный ребенок.
Общие рекомендации Роспотребнадзора в этом случае необходимы, чтобы задать магистральную направляющую, требующую посадки на ментальность. Родители лучше всего знают своего ребенка, его привычки и сложившиеся традиции. Ребенок не будет есть то, что невкусно. И каким бы правильным не было его представление о еде, менять его по щелчку не получится. Это комплексная работа, в которой не обойтись без родителей.
Родители как взрослые должны понять и принять простые вещи, что для вас ваш ребенок уникален, но есть другие дети, и нужно сбалансировать школьное меню таким образом, чтобы оно подходило всем. Поэтому сейчас вырабатываются стандарты школьного питания, которые составляют общую платформу, но каждый регион может адаптировать школьное меню под запросы детей.
Мы продолжаем работать над системой, при которой будем уверены, что корректирующее или иное питание, будет качественным и дойдет гарантированно до каждого ребенка.
«Для меня сегодня важнейшей задачей, -отметил Владимир Чернигов, – является прослеживаемость качества, цены, происхождения и содержимого тарелки. Вся многокомпонетная, многовекторная работа строится с одной целью, чтобы тарелка после приема пищи была пустой. Чтобы это было модно, весело, чтобы дети понимали принципы правильного здорового питания».
Он еще раз подчеркнул, что на уровне страны только начала выстраиваться система школьного питания с пониманием компонетности, взаимосвязи и модели управления. Это комплексная работа разных ведомств, которые общими усилиями должны решать одну задачу – сделать школьное питание безопасным, качественным, сбалансированным и вкусным.