Темы, которые были вынесены на обсуждение:
1. Результаты мониторинга технологической оснащенности пищеблоков общеобразовательных организаций.
2. Основные направления технико-технологической модернизации школьного питания.
3. Новые инструменты инвестирования в развитие инфраструктуры школьного питания: концессия, МЧП, ГПЧ, офсетный контракт.
4. Оптимизацию материально-технической базы школьных столовых в соответствии с современными требованиями и технологиям и повышение эффективности и качества питания школьников за счет использования современного технологического оборудования.
Казаченок Светлана в начале заседания еще раз отметила, что прошло два года, когда президент России Владимир Путин запустил проект бесплатного горячего питания для младших школьников. Вместе с этим перенастраивается и вся система школьного питания.
Крайне сложно организовать качественное школьное питание, когда материальная база, существующая во многих школах страны, формировалась еще в прошлом веке. Поэтому вопрос о модернизации школьных пищеблоков стоит очень остро.
Но, как подсчитали специалисты, для единовременного переоборудования требуется около 50 млрд рублей, а затем будет необходимо ежегодно вкладывать по 19-17 миллиардов для его качественной работы.
В таких условиях не обойтись без привлечения социально ориентированного бизнеса. Основной вопрос стоит в форме привлечения бизнеса, это может быть офсетный контракт, концессия, МЧП, ГПЧ, но все отлично понимают, что бизнес пойдет на модернизацию школьных пищеблоков тогда, когда будет окупаемость.
«Однако, - отметила Светлана Казаченок, - меня беспокоит предложение, что давайте сначала разработаем законопроект, а затем посмотрим, как к нему отнесется бизнес. Я считаю, что надо заранее продумать все нюансы, например, кто будет компенсировать бизнесу инфляцию, или выход из соглашения, а затем уже издавать законы».
Участники заседания много говорили о том, что, прежде чем начать оснащение пищеблоков, необходимо подготовить модернизацию всей системы школьного питания. Этот процесс уже запущен с внедрением региональных стандартов школьного питания, где четко расписаны не только ингредиенты блюд, но способы их приготовления.
Чтобы питание соответствовало показателям по микронутриентам, действительно необходимо совершенно иное оборудование, которое сейчас есть только в крупных городах. В региональных стандартах обязательно должны быть прописаны требования к бизнесу, который будет обеспечивать необходимую инфраструктуру для приготовления качественной и полезной пищи для всех возрастных групп детей.
Владимир Чернигов, президент «Института отраслевого питания» еще раз подчеркнул, что все усилия должны сводиться только к одному – чтобы в тарелке у ребенка было вкусно приготовленное и горячее блюдо. Как это обеспечить, это прерогатива взрослых.
Он считает, что необходимо структурировать работу в этом направлении, потому что есть вопросы экспертные, требующие особого внимания, и есть моменты общественного внимания, без которого не будет отправной точки достижения цели.
Чернигов отметил, что на протяжении двух лет идет постоянный мониторинг школьного питания, и, наверное, стоит прибегнуть к проценту погрешности, потому что совершенно довольных родителей и детей не будет никогда. Но учитывать мнение главных участников процесса – детей и родителей, стоит обязательно. С ним были согласны и выступающие представители от регионов.
Одним из важных моментов модернизации школьных столовых было названо обучение кухонного персонала. Современное оборудование многофункциональное и не все функции иногда находятся на виду. Был приведен пример, когда котлеты жарили в пароконвектомате, проверяя готовность простым прокалыванием ножом. На замечание, что есть термощуп, работники столовой сказали, что они не знают, им никто не показал и не рассказал об этом.
Поэтому тема квалификации кухонных работников при переоснащении школьных пищеблоков современным тепловым и холодильным оборудованием, не менее важна, чем сама модернизация.
Кроме пищеблоков, идет переформатирование школьных столовых в школьное кафе или школьный ресторан, а также разрабатываются и поставляются новые модули школьных буфетов.
Подводя итоги дискуссии, Светлана Казаченок отметила, что работы еще много, и теоретической, и практической. Она призвала всех участников заседания сформулировать конкретные предложения, по которым потом и будет продолжаться работа по модернизации школьных пищеблоков.